История развития салютов

Слово фейерверк (от немецкого «Feuerwerk») – «огненное творение или деяние», «потешный огонь», сжигание стоящих и движущихся «огненных фигур». В отличие от него, салют – это приветствие, обозначаемое и сопровождаемое стрельбой из боевого оружия, как правило, холостыми зарядами. С помощью салютов демонстрировали военную мощь иноземцам, поддерживали патриотический дух собственного населения. Но салюты давали лишь звуковой эффект для приветствия или праздника. По сравнению с ними фейерверки – подлинные произведения искусства.

С чего же начиналась пиротехника – искусство управления огнем? По-видимому, основными историческими предпосылками ее были не военные потребности. По данным китайского историка химии профессора Ли Чаопинга, самым первым шагом к современным пиротехническим смесям были огненные трещотки, отпугивающие злых духов. Пучок тонких бамбуковых щепок горит с треском. Звук можно усилить, если щепки предварительно пропитать раствором поваренной (морской) соли. А если морскую соль заменить земляной, собранной, например, вблизи мест захоронений в сухих пустынях, то треск становится еще сильнее – разумеется, такая трещотка сильнее воздействует на духов. Кстати, современная эзотерическая литература также рекомендует разрушать «негативные психоэнергетические матрицы» пиротехническими средствами, например стрельбой в воздух из стартового пистолета.

Путь от бамбуковой огненной трещотки до современной фейерверочной ракеты с яркими разноцветными звездочками-огнями человечество проходило не менее 1500 лет. Первым крупным мастером фейерверочного дела в России был сам Петр I. В своей библиотеке он собрал оригиналы и переводы почти всех известных тогда соответствующих книг и рецептов, в архивах имеются его собственноручные записи рецептов и чертежи.

Среди многочисленных фейерверков петровского времени была очень небольшая группа, которая отражала внутренние события, происходившие в России, события, не связанные с ведением военных действий. В условиях практически постоянных войн петровского правления эта группа официальных светских праздников как бы «растворяется» в общем количестве фейерверков, посвященных внешнеполитической тематике. Но обращение к мирной тематике отнюдь не было чуждо военному петровскому времени.

Петр I, как известно, ввел празднование Нового года с 1 января. Указ предписывал праздновать январский Новый год по случаю его введения 7 дней, а также зажигать ночью праздничную иллюминацию и производить «огненные потехи». С тех пор Новый год стал ежегодно праздноваться 1 января, и почти всегда праздник завершался сожжением фейерверка. В первый день нового года не просто праздновали и веселились, но и подводили итог году ушедшему и выдвигали планы на будущее. Все это отражалось в сюжете фейерверочного представления, призванного не только и не столько воздействовать и развивать эстетические чувства зрителей, сколь пропагандировать внешние победы в войне с врагами России и внутренние преобразования, без которых первые были бы невозможны.

В новогоднем фейерверке 1702 г., посвященном, первой русской победе над шведами в Северной войне под Эрестфером (декабрь 1701 г.), один из сюжетов представлял собой молодую поросль, выраставшую из старого, безжизненного дерева. Это был намек на первую победу России в начавшейся войне со шведами. Дерево с пробивающейся порослью было изображено на фоне спокойного моря и выходящего из-за горизонта солнца с очень символичной надписью: «Надежда возрождается», что отражало стремление показать надежду на возрождение величия и славы России. При этом крайне важно, как реформаторы изображали допетровскую Русь: мертвое, безжизненное дерево. Это одновременно отрицание предшествующей истории России, ее политического бытия, но вместе с тем признание преемственности, ведь новая, молодая поросль растет из того самого мертвого дерева.

Брауншвейг-люненбургский резидент Х.В.Вебер, присутствовавший на новогоднем фейерверке 1719 г., оставил очень тонкий и глубокий анализ увиденного. В одном из сюжетов этого представления «царь уподобил себя патриарху Ною, который с негодованием до сих пор взирал на древний Русский мир, теперь же он возымел надежду с помощью учрежденных вновь коллегий, привести свое государство в лучшее состояние». Этот сюжет незаслуженно обойден вниманием исследователей. А между тем здесь указывается не только факт реального начала функционирования петровских коллегий (1719 г.), заменивших старую систему управления государством, но и огромная важность этого преобразования, которое приведет государство в новое, лучшее состояние. Одновременно, как и в фейерверке 1 января 1702 г., здесь происходит вычеркивание предшествующей исторической традиции, выражается отношение к Древней Руси как к времени мрака и невежества, что было характерным для новой эпохи.

Фейерверочное искусство России продолжало развиваться и после Петра I. Например, для изготовления фейерверка в день рождения императрицы Анны Иоанновны (январь 1733 г.) потребовался труд 2000 человек в течение 10 недель! Перед Ростральными колоннами на развилке Невы в Петербурге в 1731 г. был установлен специальный помост – «театр фейерверков».

Искусство огненных праздников в России, так расцветшее в XVIII-XIX веках, пришло в упадок в 30-е годы прошлого столетия. Последнее пособие, посвященное исключительно «потешным огням», издано в 1938 г., (Солодовников В.М. Пиротехника. Производство и сжигание фейерверка).

Во время Великой Отечественной войны возродили лишь традицию салютов: 5 августа 1943 г в Москве салютовали освободителям Орла и Белгорода. До 90-х годов наши праздники традиционно отмечали синхронными артиллерийскими залпами (холостыми зарядами) и выстрелами из фейерверочных мортир шарами с цветными звёздками. Кстати, первый сугубо мирный залп специально сделанными фейерверочными «огненными букетами» прогремел в 1957 году во время Фестиваля молодежи и студентов.

Сейчас в России почти не издаётся литература по пиротехнике. Учебник А.А.Шидловского (сугубо военный) – едва ли не единственная книга за последние десятилетия, содержащая некоторые данные по фейерверочным пиротехническим составам.

Однако в последние годы люди вновь заинтересовались фейерверками. Ослабли официальные запреты, коммерческие организации устраивают фейерверки для оформления эстрадных шоу, рекламных праздников Конверсия также способствует развитию «огненного искусства», так как фейерверочные наборы стали почти основной реализуемой продукцией многих оборонных заводов. Да плюс еще разные импортные штучки...