Даже если смешать самые дорогие духи - достойного запаха можно так и не добиться. Также и в пиротехнике; не все цвета пламени гармонируют между собой, а некоторые даже изменяют восприятие окраски «соседей», причём, не всегда в лучшую сторону.
В частности, когда в ночном небе загораются одновременно тёмно-красные и ярко-белые огненные звёзды, то последние воспринимаются с красивым зеленоватым оттенком. Тот же эффект наблюдается, если долго смотреть на красную поверхность, а потом перевести взгляд на белый предмет, то он кажется совершенно зелёным. И наоборот, белая поверхность выглядит красной, если перед ЭТИМ долго смотреть на зелёную.
Знание этих явлений позволит вам добиться прекрасных цветовых эффектов в пиротехнике порой самым простым образом, не привлекая труднодоступные и дорогостоящие реактивы. Так, существуют сочетающиеся цвета, удачно дополняющие друг друга, например, богатым дополнением красного выступает зеленый, жёлтого — фиолетовый и голубой, оранжевого - синий. Поэтому в пиротехнике, а тем более при устройстве фейерверков придерживаются определённых правил цветовой гаммы. Считается наиболее гармоничным расположение цветного огня в следующей последовательности: красный, зелёный, синий, фиолетовый, жёлтый и белый.
Красный цвет неплохо гармонирует практически со всеми цветами радуги, особенно с зелёным, но теряет яркость в присутствии белого и проигрывает окраске в присутствии жёлтого. Зелёный цвет хорошо сочетается с красным, чуть хуже с фиолетовым и, наконец, с жёлтым. Его сочетание с синим считается не самым удачным, поскольку тот сбивается на фиолетовый, а с белым - так и вовсе исключением из правила. Жёлтый цвет вполне универсален и подобно красному неплохо сочетается с остальными. Это сродство несколько убывает для него в следующем порядке: фиолетовый, синий, зелёный, белый и красный.
Белый цвет наиболее ранимый и хорошо смотрится только в гордом одиночестве. В сочетании же с любыми другими цветами он неизбежно теряет чистоту окраски, всё больше вырождаясь в ряду сопутствующих цветов: красный, жёлтый, зелёный, голубой и, наконец, наиболее «разрушительный» для него - синий. К примеру, если во время демонстрации на фоне белых свечей загорится жёлтое пламя - зрители будут наблюдать, как белые свечи перекрасятся в голубой цвет. Если же цвет дополнительного пламени будет красным, белые свечи покажутся зелёными. Есть ещё одно очень важное условие: дополнительный цвет, который влияет на окраску, должен быть более ярким и чем эта разница существеннее, тем нагляднее результат.
Так, бывалые пиротехники в сложных композициях из фигурных свечей часто применяют дешёвые бесстронциевые составы, сгорающие неплотным, примитивным, красно-коричневым огнём. Однако на фоне смесей ярко-зелёного пламени они приобретают великолепную, пунцовую окраску, а в свете ослепительного, жёлтого огня и вовсе кажутся густо-фиолетовыми с благородной синевой. И, наоборот, очень доступные недорогие «медные» свечные смеси, дающие не яркое и не очень чистое голубовато-зелёное пламя, расположенные рядом с составами блестящего, алого огня выглядят как чистый изумруд.
Обычно, маловыразительные, слабые, голубоватые «цинковые» составы рядом с ярко-красными приобретают густо-голубую либо сине-зелёную окраску. Яркие же цинковые огни и составы типа «голубая струя» необыкновенно облагораживают тусклые красные тона до карминовых.
Если же в огненной композиции окажутся одноцветные составы разной светосилы, то более бледные из них приобретают неприглядный вид, например, на фоне интенсивного алого пламени более тусклые красные огни выглядят грязно-жёлтыми, а при длительном наблюдении даже зеленоватыми. Аналогичным образом смеси благородного тусклого изумрудного огня в свете ярко-зелёного пламени воспринимаются как грязно-кумачовые с булыжным оттенком.
Сильное взаимовлияние на цвет пламени оказывает не только состав, но и количество сжигаемых фигур. К примеру, небольшое белое пламя в окружении цинковых огней кажется жёлтым среди едва голубоватого. Если же количество белых огней добавить, то цинковое пламя станет насыщенным голубовато-зелёным.
Как правило, пламенный огонь ярче искристого и способствует его вырождению, поэтому вместе их употребляют только в исключительных случаях, когда искристый огонь более интенсивен, в частности, прекрасный голубой состав на фоне смесей бриллиантового огня.
Рядом с составами ярко-алого пламени бриллиантовые смеси сгорают необыкновенно красивыми, изумрудными искрами. Манипулируя многочисленными составами, возможно, Вы сумеете установить не менее удачные комбинации цветного огня и даже вывести новые правила и закономерности совместного сжигания пиротехнических смесей.
Источник: salut18.ru